Долинами прекрасных облаков. Хакасия, 2011

Это путешествие мы совершили в 2011 году с друзьями, проехавшись по давно знакомым местам. Хакасия как обычно встретила нас переменчивой погодой, и с легкой руки активистов мы и назвали это путешествие — «Долинами прекрасных облаков».

День первый (20.06.2011)

Отъезд был запланирован на 5-00, но дела в городе задержали нас на пол часа, в результате выехали мы в 5-30 утра. Столь ранний час для отъезда наиболее благоприятен по двум причинам: во-первых всегда загруженная и опасная Мариинская трасса в это время пустует, во-вторых удается миновать жару.

Нагруженный по самые «помидоры» Филдер мчался с двумя сонными пассажирами и одним гиперактивным водителем. Через 2 часа мы были на повороте на д. Верх-Чебулу. А как известно до Хакасии добраться можно свернув в Верх-Чебуле на грунтовую дорогу, или сделать небольшой крюк через Мариинск. Что удивительно, ЗА поворотом на Чебулу стояла вывеска о том, что ехать через Чебулу не следует, т.к. мост через реку Урюп разрушен и проезд закрыт. Поэтому и потому что утром нас тянуло посмотреть на памятник картошке, мы рванули в Мариинск.

На въезде в Мариинск

Памятник картошке в Мариинске

Замеряя дорогу поехали дальше. Оказалось, что дорога через Мариинск всего на 26 км длиннее, зато по асфальту. В обед мы были в д. Парной, где остановились на оз. Большом ждать отстающих нашей команды.

На озере Большом

Местная Буренка

Долго ли коротко ли, но к 19-00 мы добрались до озера Тус, которое известно своей степенью горько-солености. Количество соли в озере позволяет держаться на воде без усилий и читать газету, как любят делать туристы. Мы набрали соленой воды (эта вода после фильтрации отлично помогает при простудных заболеваниях как полоскание) и поехали дальше, к месту ночевки.

Супер-соленая вода

Подруга тоже хочет попробовать воду

Соленой воды с собой

От Туса по северному берегу идет дорога, вдоль ЛЭПа, и она то и приводит к заповедным местам озера Белё. Там же начинается весьма официальный государственный заповедник, за нарушение правил которого могут надавать по рукам.

По дороге к озеру Белё

Отара в тысячу голов

По дороге заехали на пологую горку прямо на машинах, чтобы полюбоваться видом и узнать, — что же там виднеется на вершине?

Остатки триангуляционного пункта советских времен

Домик, сложенный на вершине

Вся наша компания

На месте  ночевки мы были в начале девятого. У берега стоит кибитка, где тебе за символические 100 рублей с машины выписывают пропуск на прибережную зону, там же можно купить дрова (по 50 рублей пучок). Как только мы выбрали место для остановки, хакасские боги устроили нам грандиозную встречу: поднялся необычайно сильный ветер. Хотя глупо говорить «необычайно» для места, которое Олег Митяев назвал «край с дырявым небом». И все же, ветер был очень сильный — метров 25 в сек. При этом он поднимал красный песок со дна Белё, вид был потрясающим, — голубая вода граничит с кроваво-красной. Мы анекдотично пытались ставить палатки и тент: палатка выгибала прутья и ложилась на землю, грозя разорваться, а тент с трудом удерживали от полета трое взрослых мужчин.

Шторм на озере Беле

Борьба со стихией

В течении часа мы фантазировали об устойчивых креплениях жилья, пока наши немногочисленные соседи сложили «крылья палаток» и переехали на благоустроенную рядом турбазу (Цены там ровно в три раза больше, чем на береговой линии). И как только не проявлялась общественная фантазия в постановке тента — мы даже наезжали на него с трех сторон машинами. В общем, пока мы суетились, ветер стих до приемлемого и наш лагерь спокойно развернулся.

День второй (21.06.2011)

Утро встретило нас послештормовой прохладой. Озеро было спокойным, а вода заманчиво теплой. И, не смотря на освежающий ветерок, мы залезли искупаться. Ведь не каждый день бываешь на минеральном озере. Дальше наш путь лежал вокруг озера. По пути мы остановились и покорили гору Чалпан.

Могильники у подножья горы Чалпан

Лилия кудреватая или Саранка

Эдельвейс

Василек

Остатки крепости на вершине горы

На вершине Чалпан

Маленький покоритель гор

На склоне Чалпан

Изначально хотели найти дорогу через поля, до следующего места остановки, но решили заехать по трассе за водой. Кстати лучшую пресную воду можно набрать в поселке Колодезный, который находится прямо напротив п.Жемчужного. У заправки возле Жемчужного, нужно свернуть в Колодезный, проехать до упора по улице прямо и там, справа, будет колодец-журавль. Набирать воду нужно осторожнее, т.к. палка журавля своим дальним концом задевает трансформатор на столбе ))) (Или что то другое, я не сильна в электротехнике). После «дозаправки» водой мы стартуем к следующей точке — озеро Утичье-3. Вода в озере — соленая, но это не мешает существовать в ней множеству карасей. И неизвестно по какой причине караси просто кидаются на крючок. Червя там не любят, больше всего клюет на хлеб или на перловку — зависит от рыбьего настроения.

Это уже потом, после проб и ошибок, мы стали отпускать мелочь и ловить не больше 1 рыбки на человека. А в первый раз, мы как ошалелые дергали удочку по часу и довольные оценивали улов в пол картофельного мешка. Когда дело доходило до приготовления еды — тяжело вздыхали: карась костистый — не наешься и наплюешься.

Улов за час

Счастливый рыбак

Спустя пару часов отличного загара мы снова выехали на наш маршрут. Следующий пункт нашего путешествия — Туимский провал. Большие поклонники Хакасии (такие как я ))) называют это место попсой, но раз в жизни на него стоит посмотреть, хотя бы для того, чтобы потом говорить, что там неинтересно :).

Медведь совсем не страшный

У входа в штольню

На краю провала

Мы заехали на оборудованную площадку, посмотрели сувенирные лавочки, и вот — он! Зрелище потрясающее! Затем мы решили взглянуть на провал с другой стороны. Вокруг натянут забор, который легко обойти, прошмыгнув в ворота прямо напротив входа. Здесь местные ребята учтиво предлагают сигануть вниз. Хотя, одна девушка-попрыгунья сказала, что прыгать там не стоит — уж очень плохого качества вся подвесная система. Достаточно просто посмотреть на очередного смельчака. Еще можно пройти по заброшенной штольне прямо к воде провала, но нам не удалось, так как там еще частично лед.

Возвращаясь в сторону поселка Шира, заезжаем на Туим-кольцо, которое я, честно честно говоря, считаю фальсификацией. Хотя местные и не скрывают, что нынешний кромлех восстановленный вариант того, что было раньше. Невооруженным взглядом можно увидеть результаты деятельности человека XXI века.

Шульжик рассказывает сказку

Дальше наш путь лежит к парку каменных изваяний, который теперь часто называют Ширинскими столбами, чтобы посмотреть на диковинный каменный гриб. Туда мы ехали уже вечером, чтобы остановиться на ночь в том же районе. Про каменный гриб я прочитала в интернете, но его точного местонахождения не описывали.

Цветение шиповника

Мы добрались до маленькой деревушки, где осталось всего два дома и рассеялись по лесу в поисках гриба. Место оказалось чудесным! По лиственничному лесу тут и там разбросаны гранитные валуны искореженные временем и погодой. Даже без гриба — это очень приятное место. Мы прочесали лет у деревни, но гриба так и не нашли. На улице темнело и надо было искать место для ночлега. Уже потом, через пару дней мы сделали ход конем, заехали в это место еще раз и нашли гриб, поэтому фото прилагаются.

Иглы сосны

Деревня Усть-Тунгужуль находится на берегу реки Белый Июс. По лесной дорожке мы добрались до берега, где нашли отличное место для стоянки. Так как место находится в логу, ночью достаточно свежо. Комаров там, вопреки мнению, весьма мало и спать они ложатся рано. Место очень живописное: берег выходит на запад и вечером мы окунулись в краски заката. Пока мы ставили лагерь, наш доброволец в течении 2 часов чистил рыбу, пойманную на Утичьем-3. А потом мы ее почти до часу ночи жарили, было так холодно, что газовые балоны замерзали, приходилось постоянно менять их и греть. Когда стемнело к нам пришла пара очень красивых и очень голодных лаек. Одна по-старше, другая по-моложе, они деликатно ждали от нас чего-нибудь съедобного. А за то что мы их кормили, они всю ночь охраняли наш лагерь.

Солнце садится

Хитрый прищур в ожидании еды

Закат над Белым Июсом

День третий (22.06.2011)

Утро началось с тумана, которым заволокло весь лог. Мы долго не решались выехать, боялись, что будет размыта дорога. (Боялись напрасно, несмотря на ночной дождик, дорога была сухой.) В обед мы вышли в лес, еще раз осмотреть причуды природы и попытаться обнаружить гриб. Больше всего мне понравилось в этом каменном парке то, что вокруг росли в основном лиственницы. Земля там покрыта мягким ковром из иголок и совершенно нет подлеска.

Утренний туман

Подготовка техники

Бодро выползаю из палатки

По дороге в Малую Сыю кони ждали автобус

После нескольких часов прогулок мы выехали на следующую точку — замечательную деревушку Малая Сыя, которая известна на всю среду в туристическо-спелеологической среде. Там, в М.Сые, в пункте экологического контроля (дом по правой стороне дороги, сразу за остановкой) живет замечательная женщина Елена — биолог, которая поддерживает природу в этом очень посещаемом закутке Хакасии. Именно ее мы попросили быть нашим экскурсоводом в пещеру Археологическая. Пещера эта некатегорийная, — отличное место для нашей компании с детьми. Во дворе у Елены мы экипировались предоставленным оборудованием и отправились к пещере, которая находится неподалеку.

У дома Елены

Самые юные спелеологи

Так как мы с Женей уже были на этой экскурсии, мы остались с подругой «на берегу», так как она еще совсем мала для пещер. Все остальные дети (даже наш активный 4-летний ураган) отправились в лоно горы и отлично провели время.

На мостике к пещере

Во всеоружии

На спуске в пещеру

Внутри Археологической пещеры

Курильский чай

Близился вечер и мы решили вставать на ночевку. Экскурсоводы неоднократно рекомендовали нам вставать на ночь прямо в деревне (М.Сые), там есть полянка на берегу Белого Июса. Но так как мы любим быть подальше от цивилизации, мы искали стоянку у моста через Июс. И нашли замечательное тихое место. Как это ни странно, но как только мы развернули лагерь, появилась собака. Добрая и ласковая, как обычно голодная, кормящая мать, которая и по внешности и по размеру больше  походила на медведя. После ужина мы ее покормили и она тоже осталась на ночь, обходила периметр и никого не подпускала к нашему лагерю.

Наша стоянка

Вечерний гость

Шутки программистов

День четвертый (23.06.2011)

С утра по-раньше мы отправились на мою самую любимую экскурсию — Тропу Предков. Так как от нашего интенсивного ритма путешествия некоторые уже устали, на тропу мы вышли в младшем составе. Конечно же, мы выбираем трудный путь, через скальный кулуар. Быстренько заглядываем в грот Проскурякова и поднимаемся наверх, где скалы становятся все выше, а тропа все Уже.

Спящий хакас на тропе предков

Отдых на поляне

По тропе предков

По краю скал, спускающихся к воде, сначала пологой тропой, потом перебираясь по камням, сквозь пещеры, примерно за 1,5-2 часа мы добрались до Большой Тохзасской пещеры. А оттуда, после непродолжительного отдыха поднялись до Трехглазой арки, где уже традиционно устроили небольшой перекус.

Подъем к трехглазой арке

У большой Тахзасской пещеры

Перекус в конце тропы

В теории тропа поднимается еще выше, на вершину хребта, к Миртовской пещере, где расположена еще одна большая арка. Но по факту, тропа упирается в вертикальную скалу, которую можно преодолеть только имея навыки и снаряжения, поэтому мы еще никогда не добирались до верхней арки.

Чабрец

Марьин корень

Вдоволь налюбовавшись открывшимся видом на Белый Июс и отроги Кузнецкого Алатау, потихоньку спустились к нашей стоянке. На весь маршрут мы затратили около четырех часов. Все вместе мы свернули лагерь и поехали на следующую нашу стоянку опять на берегу Белого Июса, ближе к горной гряде Сундуки.

Советские рыбаки на привале

Подруга ест лук и плачет

День пятый (24.06.2011)

Утро было удивительно теплым. Сегодня по программе нам предстояло посетить Сундуки. Существует легенда, что духи пускают на сундуки далеко не всех, если не хотят, чтобы человек туда попал — или машина проехать не сможет, или погода будет плохая — найдется причина. Поэтому перед поездкой загадывают желание, если сумеете доехать — непременно сбудется. От того места, где мы ночевали до сундуков — рукой подать. Еще в прошлом году 30 метров между 5 и 4 сундуками были самыми сложными во всей экскурсии. Дорога была настолько плохой, что порой даже джипы не пытались тут проехать. Но теперь ее выровняли, так что никаких проблем с проездом нет.

Я традиционно корчила из себя экскурсовода и искала новые знаки, компания внимательно поглощала новую информацию.

Развлечения на сундуках

На сундуках теперь полно всяких развлечений: тут тебе и на коне поскакать и с пушки пальнуть

Погода изначально хмурилась, но к первому сундуку традиционно заулыбалась. И мы слегка помятые вечерним вчера бодро обошли все ключевые точки.

В поисках исторического контекста

А говорят, знаний много не бывает

Финальный рывок на вершину

После сундуков мы голодные поехали на следующую стоянку. Выехали на трассу и повернули на Черное Озеро, где несколько магазинов с большим ассортиментом, советского вида заправка (рабочая!). В небольшой столовой нам удалось очень бюджетно пообедать.

Само озеро, в честь которого названа деревня, считается радоновым (что это вообще значит?). В нем очень теплая вода, но очень пологое дно и небольшая в целом глубина. А еще вокруг просто тьма-тьмущая сусликов, которые привыкли к туристам, дают себя покормить, бесстыдно изучают содержимое пакетов/рюкзаков/палаток.

Ночевку мы запланировали на озере Ошколь, но оно встретило нас холодом и хмурым небом. Мы испугались и вернулись на стоянку предыдущей ночи, которая была нам рада и показала отличные кадры закатного цвета.

На озере Ошколь

На озере Ошколь хмуро

Закатные краски

День шестой (25.06.2011)

Утром мы снова поехали на Ошколь, чтобы продвинуться немного в сторону дома. Погода на озере как-то не располагала к общению, поэтому мы просто поехали дальше. После деревни Устинкино мы остановились и нашли Сулекскую писаницу, которую бегло осмотрели ничегонепонимающим взглядом обывателей — «ой, как тут много рисунков, ой, а вот олень».

Размеры писаницы поражают! Более 100 метров тянется лента с древними рисунками. Поражает и обилие современных «художеств» (от слова «худо»). Хочется передать низкий поклон всем тем людям, которые не стесняясь выдалбливали свои фамилии и имена поверх рисунков тысячелетней давности (трех тысячелетней, если быть точным). А так как невежество людей не имеет границ — ежегодно там появляются всё новые и новые имена и фамилии.

На Сулекской горе

Местные жители

После писаницы, мы поехали в сторону д. Сарала. На моей карте, буквально через 3 км от писаницы значилась асфальтированная дорога к оз.Большому. По факту же оказалось, что там нет ни асфальта, ни даже лесной дороги (хотя ее остатки просматриваются). Мы решили проверить другие дороги и поехали к д. Костино, к которой вела хорошая грунтовая дорога. Поспрашивали у местных, оказалось дорога до Большого озера есть. Рискнули поехать. И не зря! Очень неплохая дорога, сухая, протяженностью около 20-25 км приводит к озеру Малому и одноименной деревне. В дождь конечно по ней лучше не рисковать. А в хорошую погоду — мы сократили путь на 150-200 км!!

В поисках короткого пути

Как часто бывает в Хакасии — в разных районах разная погода. Пока мы были на территории Республики — погода была шикарная. Когда доехали до д. Малое озеро — попали в холодный фронт: температура снизилась на 15 градусов, небо заволокло тучами, дул шквальный ветер. И большая часть нашей команды рванули домой. В нашем автомобиле все оказались погодоустойчивыми и в тот день мы вернулись и нашли каменный гриб, фотографии которого есть выше. По дороге назад мы заехали на озеро Учум, посмотреть там стоянку на ночь. И не найдя таковой тоже уехали домой.