Ангкор Ват (Angkor Vat)

Ангкор Ват

Ангкор Ват — галереи первой стены

Ангкор Ват — это один из самых известных храмов, внесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Его именем назван весь огромный комплекс, включающий в себя множество других храмов, построенных в эпоху существования Кхмерской империи. Ангкор является символом современной Камбоджи и его образ присутствует во всей государственной атрибутики страны.

Ангкор — наиболее молодой храм на территории всего комплекса. Временем его создания считается XII век, время правления Сурьявармана II. Это правитель, при котором величие Кхмерской Империи достигло своего апогея. Когда будущему королю исполнилось 17 он возглавил восстания и выступил против действующего тогда короля. Сурьяварман II был искусным войном и пользовался непререкаемым влиянием в своих подчиненных. Междоусобицы и социальная напряженность раздирала страну на части, в течении следующих пяти лет Сурьяварману II удалось свергнуть царствующего короля и занять место правителя Кхмерской Империи.

В первые же года своего царствования он запустил проект по строительству Ангкор Вата, строительством которого за все время занималось около миллиона человек. А пока строился самый великий храм, Сурьварман II отправился сначала на восток, где расширил границы Кхмерской Империи поглотив территорию, занимаемую ныне Вьетнамом, затем на юг, где к Кхмерам отошла территория Лаоса, а потом и на запад, присоединив еще и землю Таиланда и части Бирмы. В то время Кхмерская Империя была одной из самых могущественных стран на территории Индокитая. Внутри страны царили мир и благополучие, Империя достигла небывалого экономического и культурного рассвета.

Стражи Ангкора

Стражи Ангкора

Монахи покидают храм

Монахи покидают храм

Ангкор Ват строился около 40 лет, трудно сказать, был ли завершен этот проект до конца. Во время воздвижения храма, архитекторам и строителям пришлось преодолеть множество сложностей и принять некоторые новые технологические решения.

Одной из первых проблем, с которой столкнулись строители — было место для строительства храма. Во-первых, доподлинно неизвестно по какой причине главный вход в Ангкор расположен с западной стороны, тогда как традиция строительства кхмерских храмов обязывала расположить вход с востока. Во-вторых, место, выбранное Сурьварманом II представляло из себя заболоченную почву, которая в сезон дождей и вовсе превращалась в кашу. Строители начали возведение храма с подготовки площадки для здания. Но даже хорошо уплотненный и отсыпанный грунт во время сезона дождей подмывался, что могло привести к разрушению храма. Выход из ситуации, найденный архитекторами был гениален по своей простоте.

Проект гигантского индуистского храма должен был во всем соответствовать космологии и онтологии индуизма. Здание храма — священная гора Меру, основа всего мироздания, расположенная посредине огромного моря, которое символизирует огромный ров вокруг территории храма. Этот ров не только выступал в качестве символа космологии индуизма, но и решал проблему неустойчивой почвы: он позволял поддерживать влажность почвы на одном уровне, избегая сезонных колебаний.

Знакомство с храмом начинается как раз с этого огромного рва, который простирается по всем сторонам храма и имеет протяженность около 800 метров. В общем вся территория храма занимает территорию в 200 гектар. Первый контур храма преодолевается по широкому мосту из латерита, обрамленному парапетом из нагов и охраняемому львами. В эпоху рассвета Ангкора, преодолевать этот ров могла только королевская свита и священнослужители. Второй контур храма огражден латеритовой стеной, проход через которую в западной части обустроен через галереи.

Так как западный вход был главным входом, гопуры расположенные над стеной — самые большие. Этот проход называют также «слоновьими воротами», так как его размеры допускают перемещение на территорию дворца огромных повозок и свиты на слонах.

Вход в галереи внешней стены

Вход в галереи внешней стены

На первых же камнях Ангкора нас встречают богатые барельефы, демонстрирующие искусство древних зодчих. Реконструкция Ангкора проводится практически непрерывно с середины XX века. Находясь на территории храма, можно увидеть и работу реставраторов над галереями, и просто участки закрытые на реконструкцию.

На внешней стене ангкора, под сводами галереи приютилось множество апсар. Их богатая одежда и тщательность проработки деталей поражают воображение. По периметру галереи повторяется изображение танцующих апсар, изменяющих позу от барельефа к барельефу. Они изображают древний кхмерский танец апсар, который благодаря существованию хранителей этого танца, сохранился до наших дней.

Барельеф центральной  гопуры

Барельеф центральной гопуры

Барельеф центральной  гопуры

Барельеф центральной гопуры

Храм построен из самого популярного материала Камбоджи — латеритового песчаника. В целом, правителей, строивших все храмы на территории комплекса, никогда особо не заботили затраты рабочей силы и экономическая целесообразность построек. Камень для постройки храмов добывали на плато Кулен, расположенном в 50 км от Сиам Риепа, а затем в течении нескольких недель транспортировался до места стройки.

Апсары на барельефах на стенах первой стены Ангкора

Апсары на барельефах на стенах первой стены Ангкора

Барельефы первой стены Ангкора

Барельефы первой стены Ангкора

В каждом переходе первого ограждения Ангкора установлены статуи Вишну, которые по мнению исследователей, доставлены сюда позже из храма.

Статуи в галереи

Статуи в галерее

Анализ, проведенный учеными, позволил сделать выводы, что изначально каждая вершина храма и все его возвышающиеся гопуры были покрыты золотом, а стены строений были окрашены в белый. Колонны же, на территории всего храма, были окрашены в бледно-розовый цвет. Под древней штукатуркой были обнаружены следы нескольких слоев чередующейся краски — белый, красный, белый, красный, что в общем давало розовый цвет.

Галерея первой стены Ангкора

Галерея первой стены Ангкора

Чаще всего реконструкция зданий проводится методом анастомоза — то есть здание собирается по отдельным элементам как мозаика. Поэтому на территории всего комплекса можно встретить отсортированные части, подготовленные для дальнейшей сборки в единое целое.

Непрерывная реконструкция

Непрерывная реконструкция

За первой стеной Ангкора открывается впечатляющий вид на центральный храм. Все также передвигаясь по дороге из латерита, мы попадаем на когда-то закрытую территорию. Обширный пространство храма заполнено многочисленными туристами, без которых теперь не получится сделать ни одной фотографии.

Во внутренний двор Ангкора

Во внутренний двор Ангкора

По дороге к храму

По дороге к храму

После смерти Сурьвармана II его прах был погребен на территории храма, поэтому до сих пор не утихают дискуссии о истинном предназначении храма — богослужения или древняя гробница? Ангкор отлично сохранился до наших дней благодаря тому, что после распада Кхмерской Империи из индуистского храм был переквалифицирован в буддистский и постоянно населялся монахами. Наибольшую опасность несли в себе джунгли наступающие с территории Ангкор Тома.

В данный момент на территории храма, за первой стеной сохранились два бассейна и здание двух библиотек. Бассейны были построены значительно позже, в XVI веке. В зеркале этих бассейнов можно увидеть вершины Ангкор Вата, что снова совпадает с космологией буддизма и индуизма. Священная гора Меру состоит из надземной части, где живут боги и подземной, где живут различные бесы. Отражения в бассейнах позволяют взглянуть на закрытую, подземную часть горы.

Библиотеки Ангкора

Библиотеки Ангкора

Торговые рядя

Торговые рядя

Львы вдоль дороги

Львы вдоль дороги

Дорога заканчивается широким помостом, который приводит посетителей непосредственно к стене храма. Центральная часть украшена крупной гопурой, а с двух сторон находятся дополнительные входы.

Вход в Ангкор Ват

Вход в Ангкор Ват

Галереи второй стены Ангкора

Галереи второй стены Ангкора

Центральный вход

Центральный вход

Барельефы центральной гопуры

Барельефы центральной гопуры

Левый вход

Левый вход

Галереи, окружающие внутренний двор Ангкора скрывают в своей тени стену, на которой изображены самые известные барельефы Ангкора. Их общая протяженность — 800 метров, что делает эти барельефы самыми большими в мире. На каждой из сторон стены изображен отдельный сюжет. Барельефы тонкими и тщательными линиями позволяют проникнуть в культуру Камбоджи, а объемность барельефов делает их максимально реалистичными. К моменту постройки храма, барельефы были раскрашены и кое-где можно увидеть остатки красок.

Самый протяженный барельеф в мире

Самый протяженный барельеф в мире

Западная стена, с которой начинается осмотр барельефов, содержит иллюстрацию последнего раздела Рамаяны — популярного и по сей день древнеиндийского эпоса, являющегося частью Махабхараты, еще более объемного древнеиндийского эпоса.

Битва при Ланки повествует о том, как Рама возвращает себе похищенную жену Ситу с помощью огромного войска обезьян и медведей. Ситу похитил десятиголовый Равана, у которого Рама одну за другой отрубал головы, но они отрастали снова. Раме удалось победить только выстрелив стрелой, подаренной Брахмой, прямо в сердце Равана.

Западная стена - Сражение у Ланки

Западная стена. Сражение у Ланки

Западная стена - Сражение у Ланки

Западная стена. Сражение у Ланки

Зодчие прошлого создали удивительную картину, максимально точно передав смысл всей главы эпоса. При этом сюжет барельефа — это не отдельные сцены, ведущие к кульминации. Это единая сцена сражения, хитро вплетающая себя все события эпоса, делая их одномоментными.

Западная стена - Сражение у Ланки

Западная стена. Сражение у Ланки — обезьяна заваливает лошадь с колесницей

Западная стена. Битва при Ланке

Западная стена. Битва у Ланки — обезьяна нападает на лошадь

В центре композиции расположены многорукий и многоголовый Равана на колеснице, возглавляющий свое войско. Колесница запряжена львами, а в каждой руке Раваны смертоносное оружие.

Западная стена. Битва при Ланке

Западная стена. Битва у Ланки

Недалеко от центра композиции изображен еще один герой эпоса — Нила, который стоит на двух львах, запряженных в колесницу и держит над головой поверженного демона Прахастру.

Западная стена. Битва у Ланки

Западная стена. Битва у Ланки

Главный герой эпоса — Рама, восседает на плечах Ханумана. В Раму отправлено тысячи заколдованных стрел, которые на самом деле являются ядовитыми змеями.

Западная стена. Битва у Ланки

Западная стена. Битва у Ланки

Западная стена. Битва у Ланки

Западная стена. Битва у Ланки

Западная стена. Битва у Ланки

Западная стена. Битва у Ланки

Вся южная стена барельефов посвящена реальной жизни того времени. На ней изображена военная процессия короля Сурьвармана II, с его многочисленными министрами и фрейлинами.

Южная галерея. Военная процессия Сурьявармана II

Южная стена. Военная процессия Сурьявармана II

Южная галерея. Военная процессия Сурьявармана II

Южная галерея. Военная процессия Сурьявармана II

Угловые павильоны также украшены барельефами со своими сюжетами. Северо-восточный угол представляет различные воплощения Вишну.

Бог верхом на двух лошадях

Бог верхом на двух лошадях

Бог верхом на двух лошадях

Бог верхом на двух лошадях

В самом низу барельефа изображен спящий Вишну, а к нему протянулась процессия богов, просящих о новом воплощении на земле. Сурья на колеснице, запряженной лошадью, Кубера на плечах духа природы Якши, Брахма на лебеде Хамса (слева), еще один бог на лошади, Индра на слоне, Яма на буйволе, Шива на быке, и еще один бог на льве.

Процессия богов

Процессия богов

После стены с барельефами начинается еще один двор Ангкора. С западной стороны вход ведет через небольшой двор, разделенный на четыре части крестом, по сторонам которого стоят еще две библиотеки. Так как уровень этого двора значительно ниже остальных строений, считается, что эти небольшие части двора служили ритуальными бассейнами, спуск в которые обеспечивали широкие лестницы. В центре возвышается громада храма Ангкор. Он установлен на платформе-основании возвышающей храм над всеми остальными постройками.

Территория внешнего двора — это последний уровень на земле, выше — все устлано камнем. Видимо поэтому именно здесь, в тени великого храма множество утомленных туристов приходят в себя, а монахи медитируют.

Вокруг двора

Вокруг двора

Во внешнем дворе

Во внешнем дворе

Монахиня в раздумьях

Монахиня в раздумьях

Внешний двор Ангкора

Внешний двор Ангкора

Монахи покидают храм в конце дня

Монахи покидают храм в конце дня

Отдых в тени

Отдых в тени

Чтобы попасть за третью стену Ангкора, необходимо подняться в еще один двор, примыкающие непосредственно к храму. Центральная башня — пранг возвышается на 42 метра над храмом, но так как сам храм расположен на высокой платформе, то высота Ангкор Вата от земли — 65 метров.

За третью стену Ангкора

За третью стену Ангкора

Внутренний двор Ангкора огорожен еще одной стеной с широкой галереей. Доступ света во двор обеспечивался благодаря огромному количеству окон, зарешеченными балясинами.

Внутренний двор, за третьей стеной

Внутренний двор, за третьей стеной

Галерея внешней стены двора

Галерея внешней стены двора

Медитирующий Будда, которого прикрывает наг от дождя

Медитирующий Будда, которого прикрывает наг от дождя

Во внутренней галерее

Во внутренней галерее

Входная гопура внутреннего двора

Входная гопура внутреннего двора

Апсары на стене Ангкора

Апсары на стене Ангкора

К вершине храма ведут несколько лестниц, перекрытых для прохода туристов. Каждая лестница содержит 38 ступенек и невероятно крутой угол наклона — около 70 градусов, что делает подъем по этим коротким ступеням весьма опасным. Поэтому для туристов оборудована деревянная лестница с перилами, ступени и наклон которой намного безопасней.

Всего к храму ведут 12 лестниц: по две на каждый угол и по одной в центре стены. Такое обилие входов сделано вовсе не для подъема, — это еще она архитекторская находка, укрепляющая и поддерживающая высокое строение в центре и не позволяющая ему разъехаться в стороны.

Лестницы в Ангкор

Лестницы в Ангкор

Храм возвышается над внутренним двором

Храм возвышается над внутренним двором

Внутренний двор довольно небольшой, из-за больших перепадов высот, из него уже практически не видны башни самого Ангкора. Так как храм является памятником мирового значения, его посещают миллионы туристов в год. Лучше всего это можно понять находясь во внутреннем дворе: здесь постоянно находятся около сотни человек.

Если при посещении других храмов комплекса никто не смотрит за соблюдением правил внешнего вида (плечи и колени должны быть прикрыты одеждой, намотанный как юбка платок не пропустят), то в самом Ангкоре стоит охрана, и подняться в самый центр храма можно только в подобающем виде, который экспертным взглядом определяют охранники. Если вы не пройдете «фейс-контроль», придется присоединиться к десяткам ожидающих туристов.

Кстати, к мужчинам относятся несколько лояльнее, чем к женщинам, так как монахи, присутствующие в храме — мужчины. Именно от них женщинам требуется прикрывать тело, чтобы не стать для кого-то искушением. Мужчин же вполне могут пропустить с обнаженными коленями.

Внутренний двор Ангкора

Внутренний двор Ангкора — очередь наверх

Лестница в храм

Лестница в храм

Лестница в храм

Лестница в храм

После подъема по лестницы, открывается замечательный вид на все постройки и уровни Ангкора, оставшиеся за спиной.

Внутренний двор Ангкора

Внутренний двор Ангкора

Верхняя галерея

Верхняя галерея

Внутренний двор храма разделен на четыре части галереями. По внешним углам возвышаются четыре пранга, а  на пересечении галерей, в самом центре находится самый высокий центральный пранг. В первоначальном виде, все пять вершин были покрыты золотом и их блеск был заметен за много километров от храма.

Внутри главного храма

Внутри главного храма

Внутри главного храма

Внутри главного храма

Монахи в Ангкор Ват

Монахи в Ангкор Ват

В галереях Ангкора сохранилось несколько статуй, которые не перевезли в музеи.

Сохраненные статуи

Сохраненные статуи

Сохраненные статуи

Сохраненные статуи

Еще одной бесспорной загадкой строительства Ангкора является тот факт, что учеными достоверно установлено, что храм строился не снизу вверх, как подсказывает логика, а сверху вниз. Как удалось удержать от падения громадные пранги, сложенные из камней без раствора, — не ясно.

Угловой пранг Ангкора

Угловой пранг Ангкора

В самом храме привлекают не столько искусные барельефы, которых здесь не много, а виды, открывающиеся на долину и территорию Ангкора. Можно с легкостью представить, как богоподобный король взирал вниз на своих подданных, казавшимися с такой высоты мелкими и незначительными.

Ангор Ват - библиотеки внешнего двора

Ангор Ват — библиотеки внешнего двора

Внешний двор Ангкора

Внешний двор Ангкора

Вид с вершины на королевский путь

Вид с вершины на королевский путь

Ангкор Ват — является по истине архитектурным феноменом, который стоит посетить при любой возможности. Не важно, самостоятельно или в составе экскурсии, вы решите побывать здесь, это место позволит соприкоснуться с историей и проникнуться буддистской культурой и историей Камбоджи.

Рассказать друзьям

Оставьте комментарий